Архив журналов

Профессиональное сообщество специалистов перинатальной медицины и антенатальной охраны плода обеспокоено трендом увеличения из года в год числа новых случаев врожденных пороков развития (ВПР). По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире рождается 130 миллионов детей с ВПР, из которых 4 миллиона погибает на первом месяце жизни. Проведенные исследования структуры перинатальных потерь демонстрируют, что треть случаев связаны с дефектами и невозможностью хирургической коррекции анатомических структур.

Безусловно, решение данной проблемы — командная работа, объединяющая акушеров-гинекологов, педиатров, детских хирургов, специалистов инструментальной и лабораторной диагностики. Ранняя и своевременная оценка нарушений нормального роста и развития плода с использованием аппаратов экспертного класса, дающих представление не только об анатомической структуре, но и о функциональном состоянии органов и систем, расширяет горизонты изучения и открытия новых диагностических паттернов ВПР. Наряду с инструментальными активно развиваются и внедряются в клиническую практику методы лабораторной диагностики, в том числе использование новых биомаркеров нарушений развития плода, которое позволит врачам-клиницистам определять дальнейшую тактику ведения беременной женщины.

Енькова Елена Владимировна — д. м. н., профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии № 2 ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России.

Читать

В 2017 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила «тихой пандемией» женскую анемию, а именно анемию менструирующих женщин, частота которой достигла 33% среди современниц 15–49 лет. Причина — эколого-репродуктивный диссонанс: снижение рождаемости во всем мире, увеличение средней продолжительности жизни и сохраняющийся дефицит потребления белка и железа. В России в 1917 г. в семьях было в среднем семь детей, для чего надо было родить более восьми, а менструаций за всю непродолжительную жизни женщины (47 лет) — 80. К 2023 г. количество детей в российской семье стало 1–2, а количество менструаций — 400. С учетом совокупности перечисленных факторов и отсутствия тенденции к улучшению здоровья и качества жизни современных женщин ВОЗ разработала Консенсус, предусматривающий ежегодную дотацию 30–60 мг железа всем женщинам 15–49 лет с сохраненной менструальной функцией ежедневно в течение 3 месяцев подряд.

Радзинский Виктор Евсеевич — член-корреспондент РАН, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины Медицинского института ФГАОУ ВО РУДН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Читать

Большое количество исследований последних лет посвящено изучению физиологии нарушений не только во время беременности, но и вне ее, в частности выделению женщин группы риска на прегравидарном этапе и в интергенетическом интервале. С этой целью акушерами-гинекологами используются различные предиктивные модели и стратегии, в первую очередь направленные на преодоление больших акушерских синдромов (great obstetrical syndromes), в числе которых преэклампсия, преждевременные роды, внутриутробная задержка роста и антенатальная гибель плода.

 

Пенжоян Григорий Артемович — д. м. н., профессор, заведующий кафедрой акушерства, гинекологии и перинатологии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ФГБОУ ВО «КубГМУ» Минздрава России

Читать

Известно, что почти у 40% женщин беременность сопровождается различными осложнениями, представляющими серьезные риски для жизни и здоровья матери, а также ее ребенка. На основе так называемых доказательных исследований предлагаются и внедряются в клиническую практику эффективные методы их предупреждения и терапии. Принятие грамотных организационных решений в реализации таких подходов сегодня позволило существенно снизить материнскую и младенческую смертность.
Вместе с тем этиология и патогенез большинства тяжелых осложнений гестации не изучены и, соответственно, их предикция и профилактика не дают ощутимого эффекта.
Остаются нерешенными вопросы, связанные с большими акушерскими синдромами (БАС). К их числу относятся преждевременные роды (ПР), преждевременные разрывы плодных оболочек, отслойка нормально и аномально расположенной плаценты, преэклампсия (ПЭ), задержка роста плода (ЗРП), крупный плод, антенатальная гибель плода, гестационный сахарный диабет (ГСД). Большинство этих синдромов лежат в основе развития критических акушерских состояний (КАС) или являются для них фоновыми.

Фаткуллин Ильдар Фаридович  — д. м. н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии им. проф. В.С. Груздева ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России.

Читать

По данным Российского центра информационных технологий и эпидемиологических исследований, в 2021 году зарегистрированы 509,2 случая рака молочной железы, рака шейки матки — 126,7, тела матки — 191,6, яичников — 80,5 на каждые 100 тысяч населения (для сравнения данные 2011 г: злокачественные новообразования молочной железы — 366,8, шейки матки — 113,1, тела матки — 143,2, яичников — 64,5 случая на каждые 100 тысяч населения). Главным образом рост количества диагностированных случаев обусловлен совершенствованием технологий и возможностью раннего определения заболевания. Своевременное лечение рака на его начальных стадиях обеспечивает выживаемость от 80%, но не гарантирует сохранение репродуктивной функции. В первую очередь при использовании химиотерапии и лучевой терапии поражаются репродуктивные органы, в частности яичники (снижается овариальный резерв, нарушается кровообращение) и матка (выявляются структурные и сосудистые повреждения, наступает ранняя менопауза).

Башмакова Надежда Васильевна — заслуженный врач РФ, д. м. н., профессор, главный акушер-гинеколог Уральского федерального округа, главный научный сотрудник и заведующая отделением вспомогательных репродуктивных технологий ФГБУ «Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества» Минздрава России

Читать

Акушерские кровотечения остаются основной причиной материнской заболеваемости и смертности в мире. Только послеродовые кровотечения приводят к более чем 70 000 материнских смертей ежегодно. Конечно, в последние десятилетия значительно усовершенствованы методы прогнозирования и профилактики этого грозного осложнения: определения женщин из групп высокого риска, оптимизация подходов к ведению беременности и родов, методы диагностики и оценки объема кровопотери, подбор трансфузионной терапии, рациональное применение утеротонических средств. Современные стратегии позволили снизить частоту гипотонических кровотечений. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что полностью избежать развития данного осложнения в акушерской практике пока не удается. Например, такие жизнеугрожающие состояния, как преждевременная отслойка плаценты и ДВС-синдром, продолжают оставаться причинами массивной кровопотери и потенциально предотвратимых материнских смертей.

Коган Игорь Юрьевич — член-корреспондент РАН, д. м. н., профессор, директор ФГБНУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта», главный репродуктолог Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга

Читать

Наверх
Translate »