Роль симуляционных центров в последипломном образовании

Марочко Татьяна Юрьевна
— к. м. н., доцент, руководитель обучающего симуляционного центра кафедры акушерства и гинекологии № 2 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России. 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 А.  E-mail: marochko.2006.68@mail.ru

Артымук Наталья Владимировна
— д. м. н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии № 2 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России. 650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22 А. E-mail: artymuk@gmail.com

Большой опыт, уникальный кадровый состав, индивидуальный подход к каждому курсанту, взаимодействие с Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области — таковы преимущества открытого в 2015 году обучающего симуляционного центра при кафедре акушерства и гинекологии № 2 Кемеровского государственного медицинского университета.

Ключевые слова:

XXI век – время значительных перемен во многих областях жизни. Происходящие изменения коснулись и медицины и медицинского образования в России. Меняется система допуска к профессиональной деятельности медицинских работников. На смену процедуре сертификации специалиста постепенно внедряется его аккредитация [1].

!!!Открытие Центра, 2015 год

Дополнительное профессиональное образование после доработки нормативной базы будет осуществляется в системе непрерывного медицинского образования (НМО). В рамках модели идет отработка основных принципов НМО. Работает Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования [2]. Внедряются современные дистанционные, электронные и симуляционные формы обучения. Последним уделяется особое внимание, так как новейшие медицинские технологии требуют от врачей высочайших мануальных навыков, которые ввиду ряда причин не могут быть освоены только в клинической практике.

Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели [3].

В центре внимания – обучающийся

Использование симуляционных технологий существенно повышает качество обучения – создаются клинические ситуации, максимально приближенные к реальным. В центре внимания – обучающийся, который приобретает профессиональные навыки в спокойной обстановке, без стресса для себя и без риска для пациента. У обучающегося есть возможность многократно повторить манипуляцию и получить объективную оценку ее выполнения. Особенно незаменимым симуляционное обучение становится при моделировании редких патологий, при отработке навыков вмешательств, не являющихся рутинными и при обучении взаимодействию при командной работе [4]. Нужно отметить, что симуляционное обучение ни в коей мере не заменяет клиническое, а только его дополняет. Обучаясь «у постели больного», курсант приобретает опыт общения с разными пациентами, развивает клиническое мышление, имеет возможность наблюдать за действиями профессионалов.

Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) организовано 25 февраля 2012 г. В настоящее время в России работают несколько десятков симуляционных центров – специализированных (ведется обучение по одной дисциплине или нескольким смежным), мультидисциплинарных (ведется подготовка по разным медицинским специальностям) и виртуальных (симуляционных) клиник. Часть из них уже аккредитована специалистами РОСОМЕД.

Симуляционные центры I уровня занимаются подготовкой медицинских и фармацевтических работников и населения по медицинским образовательным программам с применением симуляционных образовательных технологий.

Симуляционно-аттестационные центры II уровня осуществляют подготовку и проведение объективной независимой аттестации медицинских и фармацевтических работников с применением симуляционных образовательных технологий.

Полномочия симуляционно-аттестационных центров III уровня включают не только подготовку и проведение объективной аттестации, но и разработку и внедрение технологий для симуляционного обучения [5].

От истока до устья совершенства

История создания обучающего симуляционного центра при кафедре акушерства и гинекологии № 2 Кемеровского государственного медицинского университета началась в 1996 году – в году образования новой кафедры.

Молодой и инициативный коллектив использовал все лучшее из существующей на тот момент системы медицинского образования. Высокое качество обучения достигалось сочетанием различных форм учебной работы: лекций, семинаров с решением ситуационных задач, клинических практических занятий, разборов клинических случаев, интерактивов, деловых игр, самостоятельной работы обучающихся. В процессе обучения использовали простейшие тренажеры 1-го и 2-го уровня: визуальные и тактильные.

Первые шаги по внедрению симуляционных технологий сделаны в 2007 г. в рамках участия в проекте «Мать и дитя» при поддержке Института здоровья семьи (г. Москва). Внедрение новой формы обучения началось с подготовки преподавателей к работе со взрослой аудиторией, введения в основы андрагогики – теории обучения взрослых людей (M. Knowls, 1967). Сложности обучения практикующего врача связаны с наличием у него профессионального личного опыта, влияющего на восприятие новой информации, а также с детерминированностью мотивации – взрослый обучающийся должен четко представлять конечную цель обучения. Поэтому тренинги строились исходя из основных принципов андрагогики: актуальная тема, ясная и конкретная цель, изучение материала на основе решения конкретной проблемы. Врач сам принимал решение об участии в актуальном лично для него тренинге.

Наиболее востребованными оказались семинары по неотложным состояниям в акушерстве и перинатологии. Обучение специалистов проводилось в виде «выездных» тренингов, на «рабочем месте». С 2007 по 2010 гг. в 32 родовспомогательных учреждениях Кемеровской области были обучены 783 человека.

Внедрение современных образовательных симуляционных технологий как прогрессивных методов последипломного обучения началось в 2010 г. с создания на базе Кемеровской государственной медицинской академии и Областного клинического перинатального центра им. Л. А. Решетовой новой структуры – Ресурсного центра. Основной задачей Ресурсного центра стала непрерывная подготовка кадров акушерско-анестезиологического профиля, основная на доказательной медицине, с применением современных методов обучения. Основная форма работы – краткосрочные выездные интерактивные тренинги, отработка командного подхода при возникновении неотложной ситуации на «рабочем месте».

Внедрение в структуру КемГМУ

В 2011 г. администрацией Кемеровской области выделены средства из бюджета области для дооборудования Ресурсного центра, что позволило приобрести симуляционные тренажеры 3-го и 4-го уровней реалистичности. Продолжалась большая выездная работа на территориях Кемеровской области.

За время работы Ресурсного центра были обучены 1280 специалистов родовспомогательных учреждений области. В дальнейшем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12 2011 г. № 1069 «О финансовом обеспечении создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных бюджетных учреждениях» и Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2013 № 2559-р в ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России на базе Ресурсного центра был создан Обучающий симуляционный центр. Обучающий симуляционный центр был включен в состав кафедры акушерства и гинекологии № 2 Кемеровской государственной медицинской академии.

В январе 2015 г. состоялось торжественное открытие обновленного Обучающего симуляционного центра в составе кафедры акушерства и гинекологии № 2 на базе Областного клинического перинатального центра им. Л. А. Решетовой.

Основная цель Центра – формирование и оценка профессиональных компетенций без риска для пациентов в условиях, максимально приближенных к реальным, с использованием современных технических средств обучения.

Тренинг по оперативному акушерству, в рамках работы Ресурсного центра, 2012 год

Поддержка на уровне государства и области позволила оборудовать 4 тренинговых класса – «Акушерство», «Неонатология», «Анестезиология и реанимация», «Эндоскопическая хирургия». Учебные классы Центра оснащены современными высокотехнологичными манекенами и компьютерными роботами-имитаторами пациентов, позволяющими формировать базовые медицинские и специализированные врачебные навыки, а использование медицинского оборудования делает обстановку максимально реалистичной.

Все помещения Центра оборудованы системой видеонаблюдения для контроля и проведения дебрифинга, что существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Врачи родовспомогательных учреждений (акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, неонатологи) могут пройти обучение на циклах тематического усовершенствования в рамках рекомендованных МЗ РФ унифицированных программ «Клиническое акушерство (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов)», «Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения», «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии (практический курс с использованием симуляционных тренажеров)», «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах».

Согласно программе, каждый цикл состоит из отдельных модулей. Структура модуля: входящий тестовый контроль, вводный инструктаж, работа с симуляторами и манекенами (простой тренинг – отработка конкретного навыка), решение различных ситуационных задач с использованием дистанционного компьютерного манекена, дебрифингом, заключительным тестированием, подведением итогов. Оценка знаний курсанта осуществляется по принципу «сдал/не сдал».

!!!Дебрифинг_1

Особое внимание уделяется отработке навыков командного подхода к оказанию помощи при неотложных состояниях, когда необходимы координация усилий, динамичный обмен ресурсами и быстрая адаптация к меняющейся ситуации. Умение врачей работать в команде – ключевой фактор обеспечения безопасности пациента. Известно, что недопонимание является в большинстве случаев первопричиной чрезвычайных событий в медицинских учреждениях.

Близко к реальности

Алгоритмы оказания экстренной помощи в условиях ограниченного времени отрабатываются в строгом соответствии с действующими федеральными и региональными протоколами.

При работе с клиническим сценарием создается обстановка, максимально приближенная к реальности: оборудованный учебный родильный зал, ограниченное число обучающихся, участвующих в оказании помощи, специальная медицинская одежда, применение защитных материалов, одноразовых расходных инструментов, работа в асептических условиях.

По окончании обучающего цикла традиционно проводится анонимное анкетирование курсантов. Анализ анкет показывает степень соответствия обучения ожиданиям курсанта, аргументированно оцениваются наиболее/наименее полезные модули с точки зрения обучающегося. Большинство курсантов после окончания тренинга отмечали возросшую уверенность при выполнении практических манипуляций, а некоторые из них впервые получили опыт работы на современной аппаратуре. В произвольной форме курсанты имеют возможность выразить свои профессиональные пожелания, которые учитываются при подготовке последующих тренингов.

Обучающий симуляционный центр в составе кафедры акушерства и гинекологии № 2 Кемеровского государственного медицинского университета пользуется заслуженной популярностью в регионе. За время работы Центра с 2015 г. прошли обучение 1347 курсантов из Кемеровской и Омской областей, Красноярского и Алтайского краев, Хакасии, Бурятии, Тывы.

Кладезь клинического мышления

Несомненным преимуществом нашего Центра является большой опыт работы: он был создан на базе существующей структуры, работающей в течение 10 лет с применением симуляционных технологий.

Весомым аргументом в пользу нашего Центра при выборе места обучения является уникальный кадровый состав. Работники центра – высококвалифицированные специалисты в своей области, «ключевые» люди, сотрудники вуза и руководители структурных подразделений ЛПУ.

Обучение тренеров проводилось в ведущих российских и международных центрах – в симуляционно-тренинговом центре ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова» МЗ РФ, в ФГБНУ «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В. А. Неговского» (Москва), симуляционном центре Illumens Парижского университета им. Р. Декарта (Франция), Международном центре эндоскопической хирургии (Клермон-Ферран, Франция), Симуляционном центре Университета Страсбурга (Франция), Центре малоинвазивной хирургии (Касерес, Испания).

Стратегическое расположение Обучающего симуляционного центра на территории Кемеровского областного клинического перинатального центра имени Л. А. Решетовой, являющегося клинической базой КемГМУ, позволяет ознакомить курсантов с возможностями применения полученных навыков в реальных условиях работы.

Центр отличается индивидуальным подходом к каждому курсанту, что определяется спецификой работы специалиста, результатами мониторинга и аудита.

На базе Центра в рамках додипломного образования проводятся занятия со студентами – членами студенческого научного общества. Симуляционые тренинги повышают мотивацию студентов, вырабатывают навыки самостоятельной работы, закладывают основы клинического мышления. Традиционным стало участие студенческой команды КемГМУ в ежегодной Паназиатской международной студенческой олимпиаде по акушерству и гинекологии.

Работа Центра осуществляется при плотном взаимодействии с Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области. В целях улучшения качества медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным, гинекологическим больным, профилактики материнской и младенческой смертности Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области (Приказ ДОЗН КО № 881 от 26.11.2014) рекомендовано ежегодное обязательное обучение врачей подведомственных родовспомогательных учреждений (акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, неонатологов) в Обучающем симуляционном центре на базе кафедры акушерства и гинекологии № 2 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

 

1. Приказ МЗ РФ № 334н от 02.06.2016 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (с изменениями на 19 мая 2017 года). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199717/
2. Приказ МЗ РФ № 82 от 18.02.2013 «О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=550814#09219566853937098
3. Найговзина Н. Б., Филатов В. Б., Горшков М. Д., Гущина Е. Ю., Колыш А. Л. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении. М.; 2012. 56 с.
4. Горшков М. Д., сост.; Свистунов А. А., ред. Симуляционное обучение в медицине. М.: Издательство Первого МГМУ им. И. М. Сеченова; 2013. 288 с.
5. Аккредитация симуляционно-аттестационных центров/http://rosomed.ru/pages/accreditation

Марочко Т. Ю., Артымук Н. В. Роль симуляционных центров в последипломном образовании // Женское здоровье. 2018. № 2 (21).

Предыдущая статья


Профессор Г.П. Генс: «Применение компьютерной томографии может быть оправдано у беременных при наличии соответствующих показаний»

Комментарий  к статье «Диагностические процедуры во время беременности и лактации»профессора Гелены ...

Читать

Наверх
Translate »