Артымук Владимир Анатольевич — адвокат НО «Коллегия адвокатов № 4. 650002, Россия, г. Кемерово, ул. Институтская, д. 1, офис 139. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0660-8696. E-mail: adv-artymuk@mail.ru
Черняева Марина Анатольевна — адвокат НО «Коллегия адвокатов № 4. 650002, Россия, г. Кемерово, ул. Институтская, д. 1, офис 139. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8158-2812. E-mail: marina-chernyaeva@mail.ru
Шемет Ярослав Игоревич — адвокат НО «Коллегия адвокатов № 4. 650002, Россия, г. Кемерово, ул. Институтская, д. 1, офис 139. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0050–8587. E-mail: jaroslavshemet@mail.ru
Цель статьи: определение нормативного регулирования прав и обязанностей врача и пациента в условиях пандемии COVID-19 в Российской Федерации.
Основные положения. Проведен анализ современной научной литературы, а также нормативно-правовой базы прав, обязанностей и ответственности врача, а также прав и обязанностей пациента в условиях пандемии COVID-19 в Российской Федерации.
Заключение. В настоящее время в РФ назрела объективная необходимость обеспечить надлежащую поддержку и уважение к медицинской профессии в обществе. Следует признавать права врача в должном объеме и должным образом их гарантировать, обеспечивая его правовую охрану и защиту.
Ключевые слова: COVID-19, пандемия, права и обязанности врача, права и обязанности пациента
В.А. Артымук, М.А. Черняева, Я.И. Шемет
НО «Коллегия адвокатов № 4»; Россия, г. Кемерово
В конце 2019 г. в Китайской Народной Республике (КНР) произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV. ВОЗ 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, — COVID-19 (Coronavirus disease 2019). Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. дал официальное название и возбудителю инфекции — SARS-CoV-2 [1].
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая короновирусная инфекция COVID-19 (2019-nCoV) включена в перечень под № 16:В 34.2.
Наиболее широкое распространение SARS-CoV-2 с декабря 2019 г. по март 2020 г. получил на территории КНР, в которой подтвержденные случаи заболевания были зарегистрированы во всех административных образованиях. Далее с конца января 2020 г. во многих странах мира стали регистрироваться случаи заболевания COVID-19, в основном связанные с поездками в КНР. Эпидемиологическая обстановка по COVID-19 резко осложниласьв Южной Корее, Иране и Италии в конце февраля 2020 г., что в последующем привело к значительному росту распространенности заболевания в других странах мира, связанному с поездками в эти страны. Пандемия COVID-19 была официально объявлена ВОЗ 11 марта 2020 г. [1].
Стремительно развивающаяся пандемия оказалась проверкой на прочность систем здравоохранения более 200 стран мира. И основной удар во всех странах пришелся на медицинских работников. Пандемия поставила множество научных, медицинских, морально-этических, а также юридических вопросов.
Так, в настоящее время наиболее частыми поводами для обращения за юридической помощью медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 являются отсутствие обеспеченности адекватными средствами индивидуальной защиты (масками, респираторами, противочумными костюмами, дезсредствами), нарушение маршрутизации пациенток (риски внутрибольничного заражения как медицинских работников, так и других пациентов), возможность отказа от работы в очаге, юридические аспекты дистанционного консультирования пациентов в период пандемии, вопросы компенсации работы в очаге и доказательства того, что COVID-19 — это профзаболевание.
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено понятие «чрезвычайная ситуация» как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, однако отсутствуют четкие критерии, при которых необходимо реализовать данную норму права. Статья 4.1 регламентирует при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации введение режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» установлено, что в этих случаях граждане обязаны соблюдать общественный порядок и требования законодательства; выполнять законные требования уполномоченных должностных лиц; эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или использовать средства коллективной или индивидуальной защиты и т. д.
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (последняя редакция), пациент при оказании ему медицинской помощи имеет приоритет интересов перед врачом:
1) соблюдение этических и моральных норм, а также уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
2) оказание медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности его культурных и религиозных традиций;
3) обеспечение ухода при оказании медицинской помощи;
4) организация оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
5) установление требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
6) создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдение противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и/или находящихся в медицинской организации.
Прав у врача не меньше, чем у обычных граждан, в некоторых ситуациях они могут быть шире [2, 3].
Трудовое законодательство также гарантирует медицинскому работнику защиту его прав. Так, согласно статье 99 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.), сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение работника к сверхурочной работе допускается только при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Согласно Трудовому кодексу РФ, работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в только в отдельных случаях, например для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения.
В соответствии со статьей 113 Трудового кодекса РФ привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускается, только если это не запрещено им по состоянию здоровья по медицинскому заключению. Указанные категории граждан должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
И наконец, основной закон — Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (статьи 17–64) — гарантирует врачу как гражданину определенный перечень прав и свобод, таких как право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на пользование родным языком и свободу передвижения, свободу мысли и слова, право на здоровье и медицинскую помощь и т. д.
Переходя к самому острому вопросу об ответственности, которую может понести медицинский работник в рамках обсуждаемой ситуации, следует отметить, что уголовная ответственность для врача может возникнуть в основном по 124, 237, 238, 239 статьям Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 12.04.2020 г.). Так, статья 124 УК РФ определяет ответственность за неоказание помощи больному; статья 236 — за нарушение санитарно-эпидемиологических правил; статья 237 — за сокрытие информации, создающей опасность для жизни и здоровья людей; статья 238 — за оказание выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности.
Статья 293 УК РФ регламентирует ответственность за преступную халатность, по данной статье наиболее часто привлекаются руководители медицинских организаций. Халатность данная статья определяет как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
В ситуации пандемии на должностных лиц в здравоохранении возлагается большая ответственность как за организацию надлежащего оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 в целом, так и за обеспечение эпидемиологической безопасности в медицинской организации для предупреждения внутрибольничного распространения инфекции, предупреждения инфицирования медицинских работников. Данная ситуация в настоящее время является беспрецедентной и несет большой последующий риск юридической ответственности в случаях неблагоприятных исходов.
При возникновении потенциального риска юридической ответственности алгоритм действия медицинского работника должен быть следующим:
Заключение
Очень хочется верить, что после завершения пандемии COVID-19 в нашей стране изменится потребительское отношение российского общества к врачу. Все понимают, что в настоящее время в РФ назрела объективная необходимость обеспечить надлежащую поддержку и уважение к медицинской профессии в обществе. Следует признавать права врача в должном объеме и должным образом их гарантировать, обеспечивая его правовую охрану и защиту и тем самым приостановить тенденцию падения престижа профессии.
Артымук В.А., Черняева М.А., Шемет Я.И. Права и обязанности врача и пациента в условиях пандемии COVID-19 // Женское здоровье и репродукция: сетевое издание. 2020. № 2 (45). URL: https://journal.gynecology.school/statyi/prava-i-objazannosti-vracha-i-pacienta-v-uslovijah-pandemii-covid-19/(дата обращения: дд.мм.гггг).
RIGHTS AND OBLIGATIONS OF THE DOCTOR AND THE PATIENT IN THE COVID-19 PANDEMIC
V.A. Artymuk, M.A. Chernyaeva, Ya. I. Shemet
Collegium of Advocates No. 4; Russia, Kemerovo
Abstract
Objective of the Paper was to determine the regulatory framework for the rights and obligations of a doctor and a patient in the context of the COVID-19 pandemic in the Russian Federation.
Key Points. The analysis of modern scientific literature, as well as the legal framework of the rights, duties and responsibilities of the doctor, as well as the rights and obligations of the patient in the context of the COVID-19 pandemic in the Russian Federation.
Conclusion. Currently, there is an objective need in the Russian Federation to provide adequate support and respect for the medical profession in society. The rights of the doctor should be recognized in due volume and properly guaranteed, ensuring his legal protection and protection.
Keywords: COVID-19, pandemic, doctor's rights and obligations, patient's rights and obligations
Предыдущая статья
М.А. Черняева1, Я.И. Шемет1, В.А. Артымук1, В.И. Черняева2...